Общее·количество·просмотров·страницы

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2019-2020


ВИДЕОРАЗБОРЫ НАПРАВЛЕНИЙ 

НАПРАВЛЕНИЕ:  ОН  И  ОНА

https://youtu.be/x6M_S7U3MYY

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

  • Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
  • Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
  • Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
  • Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
  • Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
  • Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
  • Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
  • Согласны ли вы с утверждением: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
  • От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
  • Когда можно ли простить измену в любви?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
  • Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
  • Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
  • Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
  • Легко ли быть любимым?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
  • Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
  • Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?


    Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-on-i-ona/temyi-sochineniy-on-i-ona.html
  • Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…»
  • Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?
  • Способна ли любовь изменить человека?
  • Какую любовь можно назвать настоящей?
  • Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
  • Всегда ли любовь делает человека счастливым?
  • Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?
  • Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
  • Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?
  • Что такое самоотверженная любовь?
  • Нуждается ли истинная любовь во взаимности?
  • Требует ли любовь от человека работы над собой?
  • Опасен ли эгоизм для любви?
  • По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
  • В чём разница между любовью и влюблённостью?
  • Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
  • Когда любовь становится испытанием?
  • В чём проявляется любовь к жизни?
  • Любовь – это счастье или страдание?
  •  Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
  • Помогает ли любовь понять себя?



  • Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-on-i-ona/temyi-sochineniy-on-i-ona.html

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В романе представлена история любви главных героев – Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. На первый взгляд – это странное чувство, основанное на жалости. Но их любовь излучает свет и радость, потому что взаимна.
Героев сблизило преступление и последовавшее за ним несчастье, страдание. Влюбленная пара прошла все испытания, поддерживая друг друга. И он, и она – эмоциональные, молодые, страстные.
Осознавая насколько несчастен Родион, совершивший тяжкое преступление, Сонечка заливается слезами искреннего сочувствия. И эта искренность размягчает душу Раскольникова, наполняя ее ответным чувством.
Сонечка – это глоток свежей воды из духовного родника, перст, указывающий путь к признанию, сострадалица. Своей любовью, глубоким сопереживанием она помогла возлюбленному очиститься, возвыситься, обрести уверенность.
Соне Мармеладовой помогала христианская вера, которая умирает, если ее не подкреплять делами. Девушка сама выстояла и избежала развратной пучины, и своего любимого увела с преступного пути.
Соня отправилась за Родионом на каторгу и там во всем поддерживала и помогала ему, ведя праведный образ жизни, чем через полгода заслужила обращение «матушка Софья».
Автор дает понять, что единственная сила, которая способна творить на земле чудеса – это любовь.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Любовная история главного героя романа названа критиками «поединок роковой». С первого взгляда на Анну Одинцову он понял, что влюбился. В его душе вспыхнуло нежное, яркое чувство, к которому примешивались ощущения страсти, страха.
Эта любовь – источник своеобразной мести заносчивому герою, закончившаяся трагически. Чувство к Анне раскалывает душу Базарова, разделяя его личность на две. Одна – нигилист, отвергающая трепетные чувства, вторая – любовник, одухотворенный, наполненный страстью.
Одинцова не уступает герою силой характера, натурой. Читатель видит перед собой изнеженную аристократку, с царственной статью, красотой, русской величавостью и сдерживаемой страстностью. Анна приемлет только почтительное отношение к себе.
Объяснение в любви пугает Анну. С одной стороны она хочет полюбить Базарова, но не в силах, понимая, что он бежит от чувств, с которыми не может справиться.
От любовных уроков на душе Евгения остаются глубокие раны. С его взглядами нигилиста происходит кризис. Раньше ему придавало оптимизма убеждение, что люди похожи на деревья в лесу, что все они одинаковые. Он был уверен, что социальные болезни вылечиваются исправлением общества.
Неоднозначная любовь вызвала тяжелые душевные сомнения, думы, метания. Любовь к Анне сделала его щедрее, человечнее, богаче душою. Для него стали тесны рамки научных закономерностей, на которые он ориентировался раньше.
События и переживания, которые испытывает герой, вызывают в его душе смятение. Базаров теряет самообладание, и принимает решение покинуть этот мир. В последние мгновения жизни – его мысли о родителях, возлюбленной. Он прощается с ними, не думая о себе.

И.А. Гончаров «Обломов»

Главный герой романа Илья Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую, словно наивный чудак, испытывая простые, искренние чувства, как оказалось к расчетливой, черствой даме.
Описывая Ольгу, Гончаров описывает, ей хотелось быть лучом света, разливающимся в озере со стоячей водой и отражаться в нем. Читатель понимает – Ильинская тоже испытывает влюбленность, но в отражение себя, а не в Обломова. Он для Ольги – «какая-то Галатея, с которой ей приходилось быть Пигмалионом».
Слушаясь Штольца, Ильинская рекомендует Обломову развить в себе хоть небольшую деятельность, в которую включить чтение газет, хлопоты об устройстве имения, посещение приказа.
Она, как деятельная, волевая и практичная натура, опираясь на свойственную ей самостоятельность, здравый смысл, пыталась пробудить, растормошить уснувшую душу Ильи Ильича, не более. Она же первой идет на разрыв отношений, оставляя Обломова плакать, страдать.
Ильинская скучала рядом с Обломовым, который мог быть только нежным, кротким, не умея проявить яркость, разнообразие чувств.
Именно поэтому она остается в итоге со Штольцем, который отличается деятельной натурой, пользуется всеми возможностями цивилизации, изучил многие науки и посетил разные страны.

Черкешенка и пленник., А.С.Пушкин «Кавказский пленник»

Автор поэмы вложил в образ главного героя черты, характерные современникам – утомленность жизнью, преждевременно состарившаяся душа, равнодушие к прелестям и наслаждениям существования.
В произведении читатель видит, как через отношение к Черкешенке проявляется душевная пустота героя. Она – искренняя, цельная, сильная, неимоверно красивая, но неприступная. В самом начале по отношению к пленнику она ощущает жалость, которая позже перерастает в глубокое чувство любви. Когда она понимает, что любит – готова даже расстаться со свободой, забыть родину ради любимого.
Но герою нечем ответить на сильное искреннее чувство Черкешенки. Его душевная старость и пустота становятся причиной, толкнувшей героиню на самоубийство. Ей становится известно, что Он любит другую, и она решает отступиться от возлюбленного, при этом все равно помогает ему сбежать из плена. А затем, собрав в себе силы, бросается в бурный поток и тонет, чтобы не стоять на дороге у того, кому Она не нужна.
Несмотря на то, что гибель Черкешенки произошла на глазах пленника, он не испытывает никаких сожалений, его сердце остается холодным. На Кавказ героя привела неразделенная любовь, от страданий которой он бежал. Еще до пленения Он был несчастлив. Освободившись от плена, он не стал счастливее. Его натура, полная противоречий не дает ему стать счастливым.
Черкешенка видела смысл жизни в любви, поэтому, когда она поняла, что ответного чувства нет – Она погибла.

А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»

В поэме перед читателем раскрывается история безответной любви могущественного хана Гирея к христианке Марии, которая в прошлом княжна, взятая ханом в плен в одном из набегов на Польшу. В плену Мария очень тоскует по родине и мечтает умереть.
В гареме есть мусульманская девушка Зарема, которая любит Гирея и страдает от его измены. По сюжету у Заремы происходит диалог с Марией. В этой сцене автор противопоставляет нравы Востока и Запада, мусульманский и христианский взгляд на любовь.
Зарема, которой не чужды земные черты: красота, привлекательность, в любви видит в первую очередь, чувственность, страсть. Она говорит Марии: «… ты любить, как я не можешь…»
Нельзя сказать, что полячка лишена чувств, в которых для Заремы заключено понятие любви. Для княжны смысл любви состоит в исключительной культуре, одухотворенности чувств.
История любви героев поэмы наполнена отчаянием, трагедией. Но причины возникновения грусти, печали, у каждого персонажа разные.
Мария страдает вдали от родины и просит прийти смерть как избавление. Хану одолевает печаль, потому что Мария не отвечает на чувства Гирея, а когда она умирает, он тоскует о потерянной возлюбленной. Зарема плачет и убивается об утраченной ханской любви.
Есть в поэме злой евнух, не ощущающий ни любви, ни сострадания, ни любых других чувств. Он является противопоставлением троих влюбленных героев.


НАПРАВЛЕНИЕ: "ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ"


Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-on-i-ona/on-i-ona-argumentyi.html


https://youtu.be/33hyby4oQ7I

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

  • Чем отличается гордость от гордыни?
  • Как отличить гордость от высокомерия?
  • Какого человека называют гордым?
  • Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  • Стоит ли терпеть обиды?
  • Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?
  • Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?
  • Нужна ли человеку гордость?
  • Как связаны скромность и смирение?
  • Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
  • Как связаны сила духа и гордость?
  • Согласны ли вы с утверждением: "Смирение — вот противоядие от стыда"?
  • Помогает ли смирение понять себя?
  • Гордость или смирение обогащают личность?
  • Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
  • Как вы понимаете смысл высказывания "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?
  • Как вы понимаете значение высказывания "Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива"
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
  • Как связаны гордость и эгоизм?
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • В чём разница между гордостью и смирением?
  • Что такое мнимая гордость?
  • Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?


Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-gordost-i-smirenie/temyi-sochineniy-gordost-i-smirenie.html

«Дубровский» А.С. Пушкин

Кирилла Петрович Троекуров представлен знатным и богатым барином, живущим в собственном поместье Покровское. Он имеет крутой нрав, держит в страхе всех соседей. Не боится его только бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии. Оба героя – вдовцы с детьми и бывшие сослуживцы. Троекуров хочет выдать свою дочь Машу замуж за сына Дубровского Владимира.
Ссорятся друзья из-за неожиданной размолвки. Дубровский очень горд и независим, что только способствует усугублению сложившейся ситуации. Троекуров показывает свою всесильность и властность – принимает решение лишить Дубровского его имения, поручая заседателю Шабашкину найти «законные» основания для осуществления своего плана.

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

Героиня Татьяна представлена в роли светской дамы. Ее сопровождает тот самый генерал, который очень гордиться супругой. Женщина сочетает в себе удивительные качества. С ней просто, поскольку она остается собой всегда.
Онегину Татьяна сообщает, что любит его и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но не может быть с ним, поскольку другому отдана и хранит верность своему мужу.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Любой ребенок связан со своими родителями. Отношение к ним – лакмусовый лист, определяющий нравственность человека. Базаров, например, считает любовь физиологией и видит в этом чувстве родителей лишь животный инстинкт. Ему томно в их доме, из-за этого он не находит общего языка ни с отцом, ни с матерью.
Сцена прощания с Евгением, которая состоялась между Василием Ивановичем, Ариной Власьевной и их сыном – трагическая. Старенькие родители очень любят своего Енюшку, а сын, пробыв у них три дня, сообщил, что такое общество быстро наскучило. Отец и мать старались принять сына как можно лучше, не раздражали собственной заботой. Здесь Арина Власьевна показывает, что имеем собственное достоинство и считает слова сына оскорблением. Женщина требует и от своего мужа проявления мужественности и гордости. Ею подобраны нужные слова для утешения супруга.

Примеры смирения в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского

Лизавета была полной противоположностью своей сводной сестры Алены Ивановны, старухи-процентщицы. Это набожная, смиренная девушка, но она не безгрешна. Лизавету можно сравнить с Соней Мармеладовой. Девушка – безвинная жертва Раскольникова, ставшая немым укором Родиону.
Прасковья Павловна Зарницына, хозяйка квартиры, в которой жил Раскольников, – добродушная женщина, дарящая душевную теплоту. Образ Натальи, ее покойной дочери, невесты Родиона, представлен для того, чтобы показать светлые стороны главного героя романа.
Соня, робкая девушка. Она все время старается избежать беды, оставаясь кроткой и покорной. Лужин подло выставляет героиню «воровкой», из-за чего Соня испытывает чувство собственной беспомощности. Но, несмотря на это, когда Раскольников спрашивает жить ли обидчику, девушка говорит, что на все Божий Промысл.
Образ Р. символичен. Это раздвоение, раскол. Герой постоянно стоит перед выбором: любовь к людям или убийство, совершение преступления или мучения совести, построение собственной теории сверхчеловека или поиск веры.

Гордость и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главный герой романа Ф.М. Достоевского Родион Раскольников задавался вопросом: «тварь я дрожащая или право имею»? Смотря на то, как много людей живет в нищете и бедствует, он решился на убийство старухи-процентщицы, дающей наличные под залог вещей, пологая, что сможет украденными деньгами помочь страдающей молодежи.
На протяжении всего романа Раскольников проверяет собственную теорию о возможностях сверхчеловека, находя в этом оправдание сделанным поступкам: полководцам и властителям никогда не мешают нравственные преграды на пути к поставленным целям. Родиону тяжело жить с осознанием того преступления, которое совершил, и он решает признаться в содеянном. Через некоторое время к главному герою романа приходит понимание, что его теория о сверхчеловеке ошибочна, и что гордость в итоге стает причиной гибели. Раскольникову приснился сон, как фанатичные в своей правоте люди совершали убийства из-за непринятия иных истин. Жизнь Родиона показывает, что никакими благими намерениями нельзя оправдать бесчеловечные методы.




Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-gordost-i-smirenie/gordost-i-smirenie.html






Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-gordost-i-smirenie/gordost-i-smirenie.html
НАПРАВЛЕНИЕ:  "ДОБРО И ЗЛО"   
https://youtu.be/fzZ3Qc0gxx8

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

 Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»? 

. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»? 

. В чём заключается сила доброты?

  Как связаны между собой любовь и доброта? 

. В каких поступках человека проявляется доброта? 

. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро? (тема в центральном федеральном округе) 

 Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна? 

 Что значит быть добрым? 509. Почему жестокость разрушительна? 

 Есть ли разница между жестокостью и суровостью? 

 Какие времена можно назвать жестокими?

 Какого человека можно назвать добрым? 

Естественная ли потребность человека проявлять доброту? 

 Может ли доброта навредить? 

Какие жизненные события могут научить доброте? 

 Добрым рождаются или становятся? 

 Может ли доброта победить жестокость? 

 Каковы могут быть причины жестоких поступков? 

 Может ли доброта противостоять жестокости? 

 «Добро должно быть с кулаками...» Так ли это? 

 Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»? 

 В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»? 

 Как противостоять жестокости?

Можно ли истребить зло, не прибегая к жестокости?

 Может ли стремление творить добро стать смыслом жизни человека?

 Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха Гейне: «Доброта лучше красоты»? 

 Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба»? 

 Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми располагает к жестокости?

Как связаны доброта и способность к состраданию?

Страдают ли жестокие люди?

 Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»? 

. Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением жестокости?

. Оправдана ли жестокость военным временем?

Истинная доброта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ярким персонажем, иллюстрирующим безусловное добро в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Персонаж — бродячий проповедник, главное убеждение которого — человечество создано для счастья, любви и добра, и только жестокость превращает человека в озлобленное существо. Он думал так даже о тех, кто предал и избил его: об Иуде, палаче. Проповедник готов отправиться на смерть, но не перестать верить в людей и добро в их душах.
Понтий Пилат — абсолютная противоположность Иешуа. Он осознает, что проповедник — вовсе не преступник, стремится помочь ему и сотворить добро, но не готов отказаться от зла: прокуратор склоняется помиловать невиновного Иешуа, но ему приходится вынести приговор из-за угрозы доноса. Прокуратору недостаточно силы воли на добрый поступок, страх неприятных последствий сделал его жестоким. Совесть заставила страдать Понтия Пилата из-за смерти невиновного Иешуа, он приказал убить Иуду, но не почувствовал облегчения с помощью нового убийства. Только искреннее раскаяние способно облегчить муки совести Пилата, поскольку насилие не способно порождать добродетель.

Добро в пьесе Горького «На дне»

В этой пьесе 3 персонажа ярко иллюстрируют добро: Лука, Наташа, Васька Пепел.
Лука убежден, что всем необходимо добрее относиться к людям. Он жалеет окружающих, но и не стремится помогать им. «Добрый, жалостливый», однако он не правдив, позволяет им стремиться к «фантастическому», лжет Актеру о «бесплатной лечебнице», и тем самым фактически обрекает его на погибель, когда выясняется правда. Все его старания уничтожить зло по сути ничем не подкрепляются, потому что он не предпринимает никаких действий для совершения добра.
Наташа добра, не равнодушна, ей искренне жаль жену Клеща, она предлагает ему стать снисходительнее, в завершении пьесы героини не станет.
Васька Пепел — не несет в себе зла, но он недолюбливает Клеща за его озлобленность. Он убежден, что следует проживать свою жизнь достойно, чтобы уважение было к самому себе. Васька стремится перестать быть вором, ему жаль Наташу, он хочет уехать вместе с ней в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа. Он отказался принимать участие в преступном сговоре (убить мужа Василисы). Но мечты Васьки о новой жизни не сбылись, он оказался за решеткой за непреднамеренное убийство Костылева.

Что превращает человека в злого А.И. Солженицын «Матренин двор»

Один из ключевых персонажей произведения А. И. Солженицына «Матренин двор», до глубины души поражающих своей жестокостью — это Фаддей. Он давно любил Матрену, но отправился проходить срочную службу в армии, а затем на войне его объявили без вести пропавшим. С тех пор его семья утратила надежду на то, что сын вернется, а Матрену взяла в качестве супруги младшего сына. Женщина не стала возражать: тяжелые времена заставили согласиться с участью домработницы, поскольку семья в ней нуждалась. Когда Фаддей вернулся, он не понял ситуации и проявил крайнюю жестокость, обвиняя во всем, что произошло брата и любимую. Время текло, но обида не забывалась. Матрена, которая потеряла всех детей и мужа, именно в этот момент получает от Фаддея на воспитание Киру. Он и настоял на том, чтобы женщина отдала горницу.
После гибели Матрены Фаддей не смог простить обиду и холодно принял участие в разделении ее имущества. Жестокости героя нет предела и оправдания: Матрена всегда оказывала помощь в трудные времена его семье, только по этой причине она и оказалась ему неверна.

Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену. Напротив, героиня проявила все добро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.
Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочтения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Крайне остро категории зла и добра поднимаются в трудах о войне, когда очень сложно совершать добро: в условиях войны нет места жалости. Казак Андрий вынужден выбирать. Юноше трудно, у него горячее сердце и открытая душа, он активно участвует в войне с поляками, но однажды ему становится известно, что погибает его любимая в осажденном им городе. Панночка молила казака о том, чтобы накормить умирающую от голода мать. Андрий оказывается перед сложным выбором: помочь любимой и проявить доброту и оказать одновременно помощь врагу, проявив тем самым предательство по отношению к боевым товарищам.

Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В великом романе Ф. М. Достоевского присутствует яркий персонаж, душа которого не имеет ни капли жестокости. Она переполнена добром. Автор убежден: сопереживание, сострадание может пробудить человечность в людях. Сонечка Мармеладова была вынуждена продавать свое тело, чтобы обеспечить пропитание детям собственной мачехи, отцу-пьянице, таким образом она демонстрировала сочувствие. Невзирая на эти трудности, она сохраняет душевную доброту и не становится жестокой. Сонечка повстречала Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всем добром, и помогла спастись его душе.

Добро или эгоизм. . Достоевский «Преступление и наказание»

В культовом романе Ф. М. Достоевский создал образ героя, который является олицетворением поля битвы  между добром и злом, и душевных терзаний, связанных с этим. Эти категории живут в главном персонаже романа рядом. Родион Раскольников сам по себе является добрым человеком, искренне любит людей, обожает сестру и свою мать, помогает им, неравнодушен к выпившей девочке, но одновременно демонстрирует невероятный эгоизм, злость и жестокость. Герой создал теорию том, что люди делятся на два разряда. В соответствии с ней, заранее определено, кто должен жить, а кто умереть.
Родион любил людей, страдал и сопереживал им, но жестоко расправился со старухой-процентщицей, а также ее сестрой Лизаветой. По убеждению героя, он решился на преступления во имя добра. Появляется парадокс: в основу добра положено зло, и борьба этих противоположных категорий постоянно ведется в его душе. Автор стремился продемонстрировать читателю на примерах рассуждений героя, насколько тяжело дается преодоление себя, когда стараешься выбрать путь добра, но внутреннее зло этому мешает.

Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова "Юшка"

Яркий герой, который был вынужден мириться с жестокостью людей — помощник кузнеца Юшка. Такое прозвище он получил в народе. Не только взрослые, но даже дети постоянно издевались над Юшкой, били, бросали в него песок, камни. Герой без обид и злых чувств терпеливо переносил все издевательства. Иногда ребята специально старались позлить Юшку, однако это было бессмысленно, порой им казалось, что он даже не жив. А герой считал, что все так демонстрируют свое внимание и любовь к нему.
Все деньги, которые зарабатывал Юшка, он никогда не тратил, пил одну воду. Он уезжал куда-то каждое лето в неизвестном направлении, всегда держал это в тайне и называл разные места.
От чахотки Юшке становилось постоянно хуже. И вот в очередное лето ему не удалось отправиться в поездку. Он вынужден был остаться и вечером, когда шел домой с работы жестко ответил на насмешки прохожего. Герой заявил: раз он появился на этом свете, значит нужен миру для чего-то. Задира не ожидал, что Юшка ответит и толкнул его в грудь, от чего наш герой упал и умер.
При прочтении произведения выяснилось, что летом герой навещал приемную дочь, копил деньги для ее содержания в пансионе. Она знала, что названный отец болен, получила профессию врача и пыталась всеми способами ему помочь. Не сразу ей удалось узнать о том, что отца не стало, когда он не прибыл на очередную встречу — дочь начала поиски. После того, как девушке стало известно о трагедии, она не перестала оказывать помощь людям и осталась работать там, где жил Юшка, а люди стали ее называть «Юшкиной дочерью». Таким образом, по мнению автора, добро создает добро.





Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-dobro-i-zlo/dobro-i-zlo-argumentyi.html
НАПРАВЛЕНИЕ: "НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ"
https://youtu.be/UZF8_wMo0ck

https://youtu.be/kcpt1iLpyKU

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
  • Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
  • Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
  • Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
  • Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
  • Что помогает человеку справиться с отчаянием?
  • Почему нельзя впадать в отчаяние?
  • В чем проявляется отчаяние?
  • Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
  • Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
  • Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
  • У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
  • Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
  • Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
  • Бывают ли надежды напрасными?
  • Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
  • Каковы последствия отчаяния?
  • К чему может привести отчаяние?
  • Роль надежды в жизни человека
  • Почему некоторые теряют надежду?
  • Роль надежды в годы ВОВ
  • Роль надежды в жизни человека
  • Каковы причины отчаяния?
  • Почему некоторые теряют надежду?
  • Потерять надежду – значит сдаться?
  • Что такое пустые надежды?
  • На кого можно надеяться?
  • Как вселить надежду в человека?
  • Почему решения нужно принимать с холодной головой?
  • Гнев как следствие отчаяния
  • Потеря смысла жизни как следствие отчаяния
  • Потерять надежду – значит сдаться?
  • Почему надеяться нужно только на себя?
  • Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
  • Можно ли вселить надежду в человека?
  • Что помогает человеку пережить сложные моменты?
  • "На дне", М. Горький

    Основная черта главного героя пьесы Луки – желание добра людям, но оно не подкреплено способностью бороться за добро. Лука выступает пассивным утешителем, считая главным с состраданием, по-доброму относиться к людям. Его не волнуют мысли об устройстве мира, объективной сути вещей, их истинном положении. Его постулат: «Во что веришь, то и есть…» При этом он искренне желает помогать людям, раздавая советы, которые не срабатывают в жизни. Но это не значит, что он заведомо предлагает умышленную ложь. Теоретически можно многое достигнуть – и от алкоголизма очиститься, и светлую любовь встретить...
    На ночлежников сострадательные слова Луки действуют как поддержка, надежда в возможность наступления лучшего завтра. Опираясь на эту, пусть и призрачную надежду, они раскрывают свои лучшие стороны, обретают человеческий облик, начинают верить в возможность светлого будущего.
    Но Лука исчезает, и тут же рушатся надежды, возможности рассыпаются. Благородные стремления оказываются пустыми словами, не подкрепленными поступками. Силы бороться с тяжелыми жизненными обстоятельствами покидают ночлежников.
    Сюжет ставит под сомнение позицию Луки. Его исчезновение – кульминационный момент пьесы – это несостоятельность героя перед реальными проблемами жизни. Он скрывается, понимая надвигающуюся драматическую развязку. Трагическое противоречие с Актером настолько глубокое, что его становится невозможно разрешить и персонаж совершает самоубийство. Развитие сюжета показывает точку зрения автора. Все, что наобещал Лука, привело к противоположным результатам. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука акцентировал внимание слушателей на необходимости надеяться, жить с надеждой. Но в жизни произошло все наоборот – Актер повесился, как герой в притче, жизнь ночлежников снова оказывается в старом жутком русле.


    Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-nadezhda-i-otchayanie/nadezhda-i-otchayanie-argumentyi.html



    Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-nadezhda-i-otchayanie/temyi-sochineniy-nadezhda-i-otchayanie.html
  • "Ванька", А.П. Чехов. О разрушенных надеждах

    Рассказ о разрушенных надеждах. Маленький Ванька пишет дедушке. Сколько тепла, страдания, печали сквозит в строках простой, бесхитростной детской исповеди об отсутствии любви, тепла, заботы. О тяжестях и ужасах, с которыми ребенок вынужден сталкиваться ежедневно.
    Письмо наполнено надеждой, что добрый родной дедушка, как только узнает о страданиях внука, сразу приедет и вызволит мальчика. В эту надежду верит и читатель, проникаясь Ванькиными страданиями. Но каково же разочарование, когда адресат указывается тремя словами: «на деревню дедушке».
    И становится понятным, что надеждам не суждено сбыться. Еще большая горечь подступает от осознания, что Ванька, отправив письмо, будет продолжать жить в ожидании помощи, надеяться на приезд дедушки, но суровая реальность не даст сбыться его надеждам.

    "Господин из Сан-Франциско", И.А. Бунин

    В образе главного героя продемонстрированы черты людей, откладывающих настоящую жизнь на завтра, терпеливо существующих в настоящем.
    Господин из Сан-Франциско посвятил жизнь работе. Он трудился постоянно, выписывая из Китая работников, а отдых откладывал на потом. Вот когда заработаю достаточно средств, то позволю себе расслабиться.
    Когда он понимает, что его целеустремленность принесла свои плоды – он решает, что достаточно богат, чтобы позволить себе двухлетнее путешествие.
    Он распланировал свой отдых до мелочей, продумал маршрут. Зимой – это юг Италии с ее памятниками архитектуры, мелодичными серенадами, зажигательной тарантеллой, любвеобильными неаполитанками. Карнавал посмотрит в Ницце, за гонками на автомобилях, парусниках будет следить в Монте-Карло, там же сыграет в рулетку, а если захочет, отдастся флирту или постреляет по голубям. Весну будет встречать во Флоренции, послушать Miserere отправится в Рим. Обязательно посетит Венецию, не забудет про Париж, насладится в Севилье боем быков, поедет купаться на английские острова. За два года у него получится объездить множество интересных мест, среди которых обязательно будут Константинополь, Афины, Египет, Палестина и, конечно, Япония. Везде его ждет наслаждение отдыхом, удовольствие и радость свету, солнцу. Это будет счастье.
    Таковы были мечты господина из Сан-Франциско. Но реальность оказалась другой. В плавании штормило, его укачало и все вокруг виделось серым, унылым, не радующим, а скорее раздражающим. Он, чувствуя себя столетним разбитым стариком, со злостью думал об окружающих его итальянцах, как о мелких, воняющих чесноком, жадных людишках. Он увидел на побережье жалкие каменные домишки, сгрудившиеся над самой водой. Стены их покрывала плесень, вокруг были навалены сети, грязные ветхие тряпки, ржавые жестянки. «Неужели это та Италия, о которой я мечтал и собирался наслаждаться?» – в отчаянии подумал он.   
    Герою так и не пришлось воплотить заветную мечту в жизнь. По сюжету он умирает, когда путешествие только начинается. Умирает, мучительно изо всех сил цепляясь за настоящее.
    Почему так произошло? Анализируя рассказ, приходишь к выводу, что реализовать свою мечту господин имел возможность давно: даже год, а то и пять лет назад. Вот только решительные действия не делал, откладывая их на потом, убеждал себя, что пока не имеет возможности позволить себе это.
    На самом деле герой мечтал дышать полным объемом легких, жить полноценной жизнью, тратить деньги, но не сейчас, а потом, когда-нибудь, когда для этого сложатся все условия. А если такое случится – это и будет счастье. Он начнет радоваться, купаться в этих светлых ощущениях. Но читателя охватывают сомнения, был бы счастлив герой, если бы его реальность сложилась по-другому: погода была бы солнечной, и Италия предстала бы в другом свете.
    Мечтая жить счастливо, герой не сумел или не успел осознать, что такое счастье. Что оно не там где-то за горизонтом, оно здесь и сейчас, оно в самой жизни. И не факт, что осуществившаяся мечта изливает на человека в тот же миг фонтан счастья. К тому же стоит понимать, что мечта и цель не одно и то же.
    Господин из Сан-Франциско волевой и целеустремленный, живет мечтой, которая скорее цель, но он это не осознает. Он умирает, не реализовав задуманного. Но если разобраться и допустить, что двухлетнее путешествие может стать мечтой всей жизни – стоит ли ради двух лет всю оставшуюся жизнь наполнять лишениями, бессмысленным трудом и страданиями? И нужно ли исполнение мечты откладывать в долгий ящик?
    Можно просто не успеть реализовать свою мечту, если откладывать ее исполнение на потом. Что, собственно, и случилось с героем рассказа. К тому же, ожидая слишком многого от реализованного, можно ошибиться в своих надеждах и тогда постигнет горькое разочарование. И уже не спасет ни сияющее солнце, ни морской бриз, на красивые пейзажи – все будет отдавать вкусом горечи.




    Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-nadezhda-i-otchayanie/nadezhda-i-otchayanie-argumentyi.html
  • "Алые паруса", А. Грин

    Люди должны верить в сказки, так считал А.Грин. Эта вера помогает им развиваться, становиться лучше, добиваться своих целей и бороться за прекрасное будущее. Он продемонстрировал это на героях повести.
    Лонгрен – мужественный моряк, мастерит игрушки, стараясь скрасить жизнь своей дочери Ассоль в неприветливом рыбацком поселке на берегу сурового моря. Он поощряет фантазии дочери, которая наделяет каждую свою игрушку живой душой и реальным поведением.
    Она представляет как ее лодка, пущенная по ручью, управляется ловкими гребцами, пристает к берегу, где они устраивают обед и заслуженный отдых. Ассоль верит, что однажды в бухту зайдет шхуна под алыми парусами, чтобы увезти ее в сказочный мир, где царит любовь и справедливость.
    Грея тоже угнетают условности, несправедливость и отсутствие свободы. Он оставляет родовой замок, где его душе тесно, душно и отправляется в морское путешествие. Необходимость сражаться с волнами, ветром, управлять парусами – закаляет его, делает сильнее, увереннее в своих силах. Дает понимание и веру, что он способен менять жизнь.
    Вера в мечту, в свою звезду, надежда на светлое завтра сопровождает героев всегда, помогает преодолеть жестокость, непонимание окружающего мира и добиться своей цели. Ассоль выдержала насмешки, издевки и дождалась шхуну с алыми парусами, а Грей сумел, слушая только свое сердце, не потерять веру и подарить чудо любимой, превратив в реальность мечты Ассоль.
    Герои показали, что сильное желание, вера и упорство превращают мечты в реальность.

    "Мцыри", М.Ю. Лермонтов

    Поэма «Мцыри» относится к произведениям романтического стиля. Образ главного героя молодого юноши, горца соответствует этим принципам. Он – личность. Сильный, незаурядный, противостоящий окружению. Стремление Мцыри – вырваться из монастыря на свободу, уйти в мир мечты от реальной жизни. Герой поэмы попал когда-то в монастырь вопреки своей воле и воспринимает его тюрьмой, сковывающей свободу. Он мечтает вернуться в родные края, поэтому убегает из монастыря.
    Трагическое одиночество закалило дух Мцыри, сделало его волю сильной. У него нет друзей, но тем ближе для него становится природа, которую он понимает и наслаждается ее проявлениями – шумом воды, спорящей со скалами и камнями, свободными и вольными орлами, мужественным и бесстрашным барсом, борющимся за победу. Цель Мцыри, «одна, но пламенная страсть» – увидеть родину, которая в его мечтах рисуется идеальным миром, где все создано для счастливой жизни.
    Герой бесстрашно, без чьей-либо помощи идет к цели. Им движет желание и уверенность, преодолеть любые трудности. А их на его пути попадается не мало. Одна из них – встреча с барсом. Это поединок двух бесстрашных, свободолюбивых, мужественных, сильных существ. Осуществление мечты было совсем близко, но бой отнял много сил. К этому добавилась потеря направления. Мцыри заблудился и не смог преодолеть преграду. Он слишком долго жил взаперти, не имея навыков ориентирования в реальном мире. Но неудача не сломила юношу. Из его рассказа видно – сожаления нет, на свободе – счастье. И он «рай и вечность» с радостью променяет на возможность побыть в родном краю хоть несколько минут.
    У героя, столкнувшегося с действительностью, не получилось реализовать мечту, но он испытал счастье, двигаясь по пути к ней.




    Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-nadezhda-i-otchayanie/nadezhda-i-otchayanie-argumentyi.html

"Тихий Дон", М.А. Шолохов. Что бывает когда тебя поглощает отчаяние

Сложна женская судьба одной из героинь романа Натальи. Постоянное переживание из-за неверности мужа, желание быть рядом, жить дружной любящей семьей и невозможность это получить, приводят ее к беспредельному отчаянью. Узнав о возобновившейся неверности Григория, беременная Наталья в порыве обиды решается на отчаянный шаг. Гордая, оскорбленная, она не хочет рожать от изменника, хоть и любимого и делает аборт у деревенской бабки, после которого истекает кровью.
Придя домой, Наталья кается перед Ильиничной, которая в ужасе от сделанного невесткой, но исправить ничего уже нельзя. Тихо, но неотвратимо Наталья приближается к смерти.
Ярко и образно автор описывает последние минуты жизни героини, наполненные трагизмом. Страдающая Наталья, ставшая уже тихой и покорной, понимает, что уходит навсегда, оставляя все самое дорогое в жизни: детей, любимого Григория, единственного мужчину в ее сердце. Она прощает ему все и с новой силой чувствует любовь к нему. И даже просит свекровь нарядить ее для похорон в зеленую юбку и поплиновую кофточку – наряды, которые очень нравились мужу. При прощании с детьми, Наталья дает наставления сынишке: «Мишатка, придет батька – поцелуй его за меня, скажи, чтобы жалел вас…»
Верное сердце Натальи принадлежало только Григорию, она ему его отдала, изо всех сил стараясь построить семейное счастье, боролась, как умела, за него, видела в этом смысл жизни. И когда все разрушилось, погибла сама.





Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-nadezhda-i-otchayanie/nadezhda-i-otchayanie-argumentyi.html
https://youtu.be/mmxGTS417TQ

НАПРАВЛЕНИЕ: "ВОЙНА  И  МИР


ПРИМЕРНЫЕ  ТЕМЫ  СОЧИНЕНИЙ:
  • Роль "Эпилога" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
  • Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману "Война и мир").
  • Кто из героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" вам особенно близок и почему?
  • Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Кутузов и проблема "простоты, добра и правды" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир").
  • В чем нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир").
  • Какова роль картин природы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • В чем конфликт "отцов" и "детей" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • Как в романе "Война и мир" Л.Н. Толстой решает вопрос о роли личности в истории?
  • Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • В чем близок облик Кутузова народу? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Каков авторский идеал женщины в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • Что общего в изображении войны 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого?
  • Как проявился историзм мышления Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"?
  • Почему "дубина народной войны" одерживает победу? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: "... надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...».
  • Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
  • Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа», - согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
  • Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
  • Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
  • Согласны ли вы с утверждением: сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть?
  • Особенности психологического анализа в романе "Война и мир".
  • Духовные искания любимых героев Толстого.
  • Согласны ли вы с утверждением: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть»?
  • Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир".
  • Как вы понимаете значение слов : "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну"
  • "Война и мир" как роман-эпопея.
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
  • Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
  • Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»?
  • Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
  • Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»

  • Что помогает победить на войне? Л.Н. Толстой "Война и мир"

    В одиночку выиграть войну невозможно. Только сплоченность народа перед лицом всеобщей беды, подкрепленная храбростью, преодолевающей страх, открывает путь к победе. Читатель с остротой ощущает чувство единства русского народа во время войны.
    Борьба за жизнь, свободу объединила самых разных людей. Одержать победу над армией французов и защитить родную землю, русским помог боевой дух, солдатская храбрость, вера в свои силы. Описание сражений под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино, наиболее ярко демонстрирует сплоченность защитников отечества. Победителями в этой войне выходят не те, кто гонится за наградами и чинами, не карьеристы, а простые солдаты, ополченцы, крестьяне, которые совершают подвиги ежеминутно. Перед глазами читателя проходят образы Тушина – скромного командира батареи, Тихона Щербатого, Платона Каратаева, купца Ферапонтова, юного Пети Ростова. В них объединились основные черты характера русского народа, которые помогли противостоять врагу. Все эти люди сражались по собственной воле. Им не нужен был приказ – они встали на защиту собственного дома, земли, родных и близких. И победили.

    Война в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

    Описывая картины войны 1812 года, Толстой интересуется не солдатскими и офицерскими образами, а поведением и проявлением людских характеров. В рассказах о партизанах героях ощущается любовь и уважение к ним автора, который показывает, что Денисов, Долохов и Тихон Щербатый (обычный русский мужик), совершая свои подвиги, не демонстрировали жестокость по отношению к врагу. В партизанском отряде сам командир проявляет жалость к французам, находящимся в плену, по возможности заботится о них. Хотя поведение Долохова, которого в первую очередь волнует карьера, а не пленные, скорее исключение, чем норма.
    Автор показывает не только проявление смелости, отваги на войне, но и черствости, безжалостности. Так, смерть Пети Ростова совершенно не трогает Долохова, который мечтает о мести. Ему нужна кровь побежденного врага. Победа в войне добыта русским народом, имеющим добрую душу, а не жестокими карьеристами типа Долохова.
    Читатель видит, как искренно Денисов переживает гибель Пети во время атаки на французские позиции. Даже казаки были удивлены реакцией и стоном, напоминавшим «собачий лай», вырывающимся из груди офицера. Но, несмотря на боль утраты, Денисов держит себя в руках и не сгоняет злобу на пленных французах, не выказывает жестокости к ним.
    В романе Толстой акцентирует внимание читателя на мысли о гуманности русского народа, об отсутствии у него жажды мести, чтобы любой ценой пустить кровь врагу, даже уже побежденному. Об этом высказывается в книге главнокомандующий Кутузов, с сочувствием говоря о пленных французах: «Когда они были сильными, их не надо было жалеть, а сейчас можно, поскольку они ведь тоже люди».

    Как война раскрывает характер человека? Л.Н. Толстой "Война и мир"

    Война заставляет человека проявить свои внутренние черты, то есть показать себя трусом или храбрецом. Примеры можно найти в романе. Например, Шенграбенское сражение открывает характер офицера Жеркова, из-за трусости которого погибает множество солдат и офицеров. Багратион поручает ему доставить приказ об отступлении на левый фланг войска. Жерков трусит, он не готов рисковать жизнью ради победы.
    Именно в это время французы атакуют левый фланг, приводя защитников в смятение. Командиры не знают что делать. Приказа отступать нет, а вперед идти невозможно. Начинается неразбериха: пехота бежит в лес, гусары решают атаковать врага. Из-за малодушия Жеркова огромное количество русских солдат гибнет.
    Совсем по-другому проявляет себя юный Николенька Ростов, который вместе с гусарами отважно бросается в атаку. И, несмотря на полученное ранение, продолжает сражаться. За проявленное мужество его производят в офицеры.
    Читатель в этом эпизоде видит последствия страха на войне, который одних парализует, а других толкает на подвиги. Гарантировать спасение жизни не может ни бегство от реальности, ни яростная борьба. Но отвага помогает сохранить честь, увеличивает силы в бою, а это повышает шансы на выживание.

    Уроки войны. Л.Н. Толстой "Война и мир"

    В романе на примере прозрения одного из главных героев, автор показывает уроки войны. А.Болконский, отправился на войну с восторженным настроением, с предвкушением, что его ждет блестящее будущее кадрового военного. Он готовился к ратным подвигам – карьере офицера. Для осуществления задуманного, он покинул семью, друзей, близких и пошел на войну за славой.
    Но на деле все оказалось по-другому. Его охватила горечь и разочарование в тот момент, когда он понял, что его личная битва проиграна.
    Все его эпические представления о блеске батальных сцен, окрашенных героическим сиянием, в реальности оказались жуткой кровавой бойней, лишенной привлекательности, наполненной человеческими страданиями, болью.
    Увидев все это, герой прозрел, понимая, насколько война страшна и неприглядна. В ней нет ничего стоящего, кроме боли. Осознав и приняв личное поражение, Болконский переоценил свою жизнь, отдав приоритет семье, дружбе, любви, отодвинув на второй план признание и славу.

    Жестокость войны. Л.Н Толстой "Война и мир"

    Зачастую романтические представления о неизвестном явлении рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.
    Яркий пример этому – сцена из романа «Война и мир», когда главный герой А.Болконский сталкивается с войной. Собираясь на фронт, чтобы сражаться с Наполеоном, он рисует в своем воображении героические картины, наполненные доблестью, храбростью, красотой подвига.
    Но первое же боевое соприкосновение с французами, сбрасывает ореол романтики и показывает изнанку войны. Под непрерывным обстрелом, среди падающих снарядов, русская армия старается преодолеть мост через реку. Болконский видит хаос, неразбериху, жуткие крики раненых, растерзанные тела убитых, бегущих солдат, грязь, кровь. Эта картина поражает его своей реалистичностью и правдой жизни, приносит понимание, что война – не романтика и красота, а жестокость, боль и кровь.

    Дети на войне (В. Катаев "Сын полка")

    Детям не место на страшной, бесчеловечной войне. Там люди гибнут, теряют близких, ожесточаются от боли и ужаса. Понимая это, взрослые изо всех сил стараются уберечь детей от кошмаров войны, хотя далеко не всегда это удается. Такова судьба Вани Солнцева, описанная в рассказе Катаева. Потеряв на войне всех родных, он остается совсем один – бродит по лесу, не зная, как быть, пытается перейти линию фронта, чтобы попасть к «своим».
    Голодного, напуганного мальчика находят в лесу разведчики. Берут его с собой и приводят в лагерь, доложив командиру о «находке». Капитан Енакиев, умудренный жизнью человек, понимает, что на фронте не должно быть детей, и отсылает Ваню в детский приемник для сирот. Но мальчик желает воевать и мстить за погибших родителей. Он сбегает, не доехав до места назначения, и возвращается (хоть и не с первой попытки). Енакиеву ничего не остается делать, как смириться и оставить Ваню в отряде. Он видит его неимоверное желание помочь общему делу, принести пользу. Проявив инициативу, Ваня отправляется на разведку, зарисовывая на страницах букваря план местности, но попадает в руки немцев. На его счастье, у них начинается суматоха, о нем забывают на время, Ване удается сбежать и вернуться к «своим». Командир восхищен патриотизмом ребенка, продолжая волноваться за него. Стремясь спасти мальчику жизнь, Енакиев отсылает его с важным поручением подальше от линии фронта. Ваня приносит в батарею письмо от командира. Понимая, что расчету первого орудия предстоит тяжелая битва (по сюжету весь расчет в ней погибает), Енакиев пишет в послании прощальные слова с просьбой позаботиться о Ване.

    Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. В. Гроссман "Авель"

    В рассказе автор рассуждает о войне, касаясь одной из ее трагических страниц, небольшого эпизода – взрыва урановой бомбы над Хиросимой, изменившего судьбы людей, городов, стран и всего человечества. Гроссмана интересует война не только как общечеловеческая беда или экологическая катастрофа, а как персональная трагедия человека, вовлеченного в нее разными обстоятельствами.
    Читатель знакомится с экипажем самолета, поставившим ранним утром 6-го августа смертоносный груз в небо над Японией. Автор рисует разные характеры, с различным отношением к происходящим событиям и отличной друг от друга реакцией. Самый молодой в экипаже Дж. Коннор – бомбардир. Именно ему довелось нажать на кнопку, пустившую бомбу в свободное падение на ничего не ведающий, просыпающийся город. И эта ответственность тяжелым бременем ложится на Джозефа. Для него это личная война, на которой каждый солдат – человек, со свойственным ему страхом, слабостью, стремится остаться в живых. Но бывают ситуации, когда лучше умереть, чем потерять достоинство.
    В рассказе автор старается донести, что истинной человечности присуща сопричастность к происходящим событиям и, как следствие, ответственность за них.
    Члены экипажа, каждый по-своему реагирует на трагедию 6-го августа. Не всех трогает это событие, не все ощущают себя в ответе за произошедшее. В разговорах звучит оправдание беспрецедентного (даже с точки зрения фашистов) акта разрушения, ставшего якобы общественной необходимостью борьбы с фашизмом всеми силами. Но Дж. Коннор очень остро, даже болезненно воспринимает случившееся. Испытывает вину и персональную ответственность. Он постоянно моет руки, стараясь смыть с них кровь невинных жертв. Обостренное чувство Мира, дисциплинированность, исполнительность солдата, привитые системой воспитания и государством, не могут ужиться в его сознании, что для юноши становится роковым. В итоге он сходит с ума, не в силах вынести ношу, выпавшую на его долю.

    Нравственная оценка войны. М. Зусак "Книжный вор"

    Главная героиня романа – Лизель. Ей девять лет и буквально перед самой войной она попадает к приемным родителям. Из-за связи родного отца Лизель с коммунистами, мать решает отдать дочку на воспитание в чужую семью, чтобы защитить ее от фашистов.
    У Лизель начинается новая жизнь в незнакомой обстановке, вдали от родных. Обживаясь, она учится читать, писать, проходит через конфликт со сверстниками, обзаводится новыми друзьями. Но в обычную жизнь ребенка вносит коррективы война, добавляя к детским заботам боль, страх, разочарование. У девочки никак не укладывается в голове, почему люди убивают людей. От приемного отца она учится доброте и состраданию, невзирая на то, что эти качества во время войны могут принести одни неприятности. Лизель бесстрашно помогает родителям укрывать в подвале дома еврея. Читает ему книжки, ухаживает. Вместе с другом, которого зовут Руди, дети разбрасывают куски хлеба по дороге, где должны провести колонну пленных. Лизель ощущает уверенность в чудовищности и непостижимости войны. Как понять, почему люди не хотят жить, радоваться, а начинают убивать, арестовывать тех, кто против, сжигать книги, и повсюду царит смерть.
    Показательно, что в книге рассказ ведется от лица Смерти – этой вечной противницы жизни, спутницы войны.

    Как дети переживали военные события? Л. Кассиль и М. Поляновский "Улица младшего сына"

    Во время войны Родину защищали все: и взрослые, и дети. Невзирая на возраст, ребята стремились помочь родным, городу, стране в тяжелый период борьбы с врагами. Герой повести – обычный мальчик. Его зовут Володя Дубинин, а живет он в Керчи. Действие произведения начинается в послевоенное время. Подростки, увидев улицу, носящую имя их сверстника, очень удивляются, и у них возникает желание узнать историю Володи. Для этого они отправляются в музей, встречаются с мамой пионера-героя, знакомятся с его товарищами, школой, где он учился. Они узнают, что Володин отец был капитаном военного корабля. Он воспитал в сыне храбрость и стойкость. Мальчик мечтал, как все обычные ребята о мирной счастливой жизни, строил планы на будущее, но война их жестоко разрушила. Володя храбро встал на защиту своей земли. Ушел в партизанский отряд и стал разведчиком. Рискуя жизнью, добывал ценные сведения из вражеского тыла. Он первым сообщил новость о готовящемся отступлении немцев – во время проведения разминирования прохода к каменоломне подорвался на мине и погиб.
    Володя Дубинин – настоящий герой, который, не страшась, каждый день, совершал подвиг, как многие взрослые, и отдал свою жизнь, чтобы спасти других. Родной город не забыл отважного героя, назвав его именем одну из солнечных улиц.

    Забота о ближних в годы войны. Е. Верейская "Три девочки"

    Главные героини повести – Наташа, Катя, Люся – подружки, живущие в одной большой ленинградской коммунальной квартире, которые учатся в одной школе. Беззаботное детство девочек оборвалось с приходом войны – впереди трудные испытания, которые ложатся на хрупкие детские плечи. Школа разрушена, учиться негде. Уроки преподает сама жизнь, заставляя быстрее взрослеть. Еще недавно легкомысленная хохотушка Люся становится организованной и ответственной, Наташа – вдумчивой, Катя приобретает уверенность в своих силах. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, девочки не утрачивают человеческое достоинство, окружая заботой близких. Трудности еще больше сплачивают их. Огромная коммунальная квартира превращается в одну дружную семью, где каждый думает в первую очередь о другом. До слез трогает эпизод, когда доктор, не задумываясь большую часть хлебного пайка, отдает маленькому мальчику.
    Несмотря на голод, слабость, рискуя умереть голодной смертью, люди всем, что имеют, делятся с ближними. Это объединяет, поддерживает, укрепляет веру в победу. Такие отношения, основанные на любви, заботе, творят чудеса. Они помогли людям пережить тяжелый период истории страны, выпавший на их долю.

    Почему люди хранят память о войне? О. Берггольц "Стихи о себе"

    Необходимо хранить память о войне, несмотря на то, что тяжелые воспоминания, вызывают боль и сожаления. У тех, кому пришлось столкнуться с потерей близких, на чьих глазах погибли родные, у матерей, потерявших детей – навсегда отпечатались в памяти страницы печальной истории страны. Но это должны помнить и современники.
    Сохранить память помогают книги, кинофильмы, песни, стихи, рассказывающие о страшном прошлом. Например, ленинградская поэтесса О. Берггольц обращается к читателям с призывом никогда не забывать военное время, а особенно людей, которые сражались на фронте, терпели лишения и умирали в блокадном Ленинграде от голода. Автор стихов обращается к желающим уменьшить «в робкой памяти людей» трагические воспоминания, уверенно заявляя, что не позволит забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Поэтесса сдержала слово. Она прошла всю войну, потеряла мужа в блокаду и как завещание потомкам оставила стихи, очерки, записи в дневниках, чтобы память о войне продолжала жить.


    Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-voyna-i-mir/voyna-i-mir-argumentyi.html


    Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-voyna-i-mir/temyi-sochineniy-voyna-i-mir.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий